Владимир Якунин — Forbes: планирую покинуть РЖД

Владимир Якунин — Forbes: планирую покинуть РЖД

Президент монополии подтвердил, что собирается покинуть компанию

Президент РЖД Владимир Якунин планирует покинуть компанию. «Да, это правда. После выборов планирую оставить пост», — сказал Якунин Forbes в ответ на вопрос, действительно ли он согласился стать сенатором от Калининградской области и планирует ли он оставить должность президента РЖД.

Выборы губернатора Калининградской области назначены на 13 сентября. На 14 сентября запланировано заседание совета директоров РЖД, говорит источник, близкий к компании. По его словам, повестка заседания совета рассылается его участникам за 10 дней.

О том, что врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов выдвинул Якунина кандидатом в сенаторы от области, стало известно в понедельник, 17 августа. «Ведомостям» Цуканов назвал Якунина другом Калининградской области и сообщил, что несколько раз просил его  «пристальнее посмотреть» на регион. «В начале предвыборной кампании я обратился к Владимиру Ивановичу [Якунину], когда решался вопрос о кандидатурах в сенаторы. Он сейчас дал [положительный] ответ», – процитировал Цуканова «Интерфакс».

По словам источника в РЖД, все топ-менеджеры компании узнали о возможной отставке Якунина в понедельник из СМИ.

Сам Якунин находится в отпуске и пока подчиненным ситуацию не объяснил, отмечает собеседник Forbes.

«Если отставка действительно состоится, то значит за последние дни случилось что-то серьезное, что-то пошло не так», — говорил источник за несколько часов до подтверждения Якуниным информации о своей отставке.

Новый контракт с Якуниным правительство заключило год назад и сразу на 5 лет. По словам нескольких федеральных чиновников, добро на заключение нового контракта долгое время не давали президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. «Поэтому у многих складывалось мнение, что идет поиск кандидата на должность главы компании и контракт с Якуниным не продлят – он достиг пенсионного возраста, плюс компания работает не самым эффективным образом», – рассказывал один из чиновников. Однако в июле 2014 года президент поручил продлить контракт. «Видимо, для отставки было не самое лучшее время – во время санкций и острой критики Якунина со стороны Навального президент решил своего давнего соратника не сдавать», – говорил федеральный чиновник.

Якунин и РЖД

Владимир Якунин возглавил Российские железные дороги в 2005 году. Компания была создана на базе ликвидированного Министерства путей сообщения для реформирования железнодорожной отрасли – создания конкурентного рынка, разделения грузовых и пассажирских перевозок, привлечения частного капитала.  Предполагалось, что к 2010 году  государственная РЖД будет получать деньги только за пользование железнодорожными путями и инфраструктурой, а основные перевозки будут осуществлять частники.

Добиться этого не удалось и к 2015 году. На РЖД сегодня, например, приходится лишь 0,1% пассажирооборота в пригородном направлении. 99,7% перевозок осуществляют «дочки», на частные компании приходится лишь 0,2%. Самый заметный частный игрок на этом рынке — «Центральная пригородная пассажирская компания», совладельцем которой являются структуры и его партнеров. Им же принадлежит доля в «Трансмашхолдинге», который при Якунине стал главным поставщиком подвижного состава для РЖД (в 2014 году компания выиграла тендеры на поставку и обслуживание 1008 локомотивов на 150 млрд. рублей). Махмудов с партнерами совместно с РЖД создавали и запускали «Аэроэкспресс», выиграли конкурс на перевозку пассажиров по Малому кольцу Московской железной дороге.

Рейсы дальнего следования за редким исключением выполняет «дочка» РЖД «Федеральная пассажирская компания».

Самым ярким результатом реформы грузовых перевозок стал конкурс по продаже в октябре 2011 года «Первой грузовой компании» (ПГК), которая оперировала крупнейшим парком грузовых вагонов в стране (22% от общего количества). 75% минус 2 акции ПГК за 125,5 млрд купила «Независимая транспортная компания» Владимира Лисина. Впрочем, рынок грузовых перевозок был конкурентным и до прихода Владимира Якунина на железную дорогу – частные операторы стали появляться еще в конце 1990-х. Правда, при этом они до сих пор зависят от тарифов и условий РЖД. Например, от  локомотивов: операторы уже давно требуют передать локомотивную тягу им, но она по-прежнему остается у госкомпании. Скорость доставки грузов снизилась с 40,2 км в час в 2005 году до всего лишь 37,7 км в час в 2014 году.

С Якуниным на российской железной дороге появились скоростные поезда.

В 2009 году скоростные «Сапсаны» начали курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом, в конце 2010 года «Аллегро» – между Москвой и Хельсинки. Новых путей для скоростного движения строить не стали, поэтому пришлось все грузовые поезда пустить в обход, что увеличило путь грузов между Москвой и Санкт-Петербургом с 660 до 1110 км.

Запускать скоростное движения на специально построенной высокоскоростной магистрали, как это принято в мире, решили по маршруту Москва-Казань. Инвестиции в проект составят более 1 трлн. рублей. В июне 2015 года Владимир Якунин сообщил, что на проектирование магистрали уйдет два года, на строительство – пять лет. При этом глава РЖД высказал сомнение, что запуск проекта он застанет на своем нынешнем посту.

Якунин и его доходы

За 10 лет работы президентом РЖД Якунин мог заработать приличную сумму. Только за два года (2012 и 2013), по оценке Forbes, его компенсация могла составить $30 млн ($15 млн за каждый год). По результатам 2013 года он оказался на девятом месте среди других высокооплачиваемых топ-менеджеров в рейтинге.

Сам Якунин на запросы Forbes о его годовом вознаграждении ни разу не ответил. Он не собирался публично раскрывать свои доходы даже после выхода в декабре 2014 года специального постановления правительства, которое обязывало его и руководителей ряда других госкомпаний сделать это. Глава РЖД объяснил свой отказ заботой о безопасности семьи.

Официально его заработки в РЖД не раскрыты до сих пор, но какая-то информация все-таки появилась. На селекторном совещании РЖД в июне 2015 года Якунин заявил, что его зарплата составляет 4 млн рублей в месяц. В интервью Forbes он уточнил, что цифра варьируется в пределах от 4 млн рублей до 5,5 млн рублей в месяц, сумма зависит «от командировок и прочих показателей».

Со слов Якунина получается, что за год он зарабатывает от $1,5 млн до $2 млн. Если внимательно изучить отчетность РЖД, эти цифры выглядят невероятными.

По данным за 2013 год все члены правления получили в качестве вознаграждения $56,3 млн. В состав правления РЖД в тот год входило 24 человека. Это значит, что каждый из них получил в среднем  по $2,34 млн. При этом ни в одной крупной российской компании, по словам хэдхантеров, не бывает так, чтобы больше 10 топ-менеджеров зарабатывали за год более $1 млн. В этом случае на первую десятку самых высокооплачиваемых членов правления приходится в среднем по $4 млн. По этой логике сумма вознаграждения Якунина вырастет до  $15 млн, которые фигурируют в рейтинге Forbes.

Кто вместо Якунина

В июне 2013 года информационные агентства сообщили со ссылкой на  пресс-службу правительства об отставке Якунина и назначении на его должность первого вице-президента компании Александра Мишарина. Однако спустя час пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова заявила, что сообщение в информагентства разослали хакеры. Сам Якунин в момент несостоявшейся отставки ужинал с президентом и ел глухаря. Сообщение об отставке он назвал «спланированной акцией». Через несколько месяцев Якунина говорил, что узнал, кто стоит за этой акцией, но имен называть не стал.

Опрошенные Forbes федеральные чиновники и сейчас называют Мишарина одним из претендентов на место Якунина.

Среди других кандидатов также называются вице-премьер правительства Аркадий Дворкович и председатель совета директоров РЖД, управляющего партнера фонда Altera Capital Кирилл Андросов.

«Вспомните историю 2014 года, когда кандидатуру Якунина долго не могли согласовать. Именно Андросова называли самым вероятным преемником», — отмечает федеральный чиновник.

Представитель правительства, пресс-секретари вице-премьеров Игоря Шувалова и Аркадия Дворковича от комментариев отказались. Получить комментарий Андросова не удалось.


При подготовке статьи были использованы материалы: www.forbes.ru

Наши контакты

Присоединяйся!

Общаемся, обсуждаем всё самое важное:

Рассылка новостей

Подписка на рассылку новостей — без регистрации на сайте!