Санкции по наследству: как устроен бизнес Романа Ротенберга

Санкции по наследству: как устроен бизнес Романа Ротенберга

Работая в КХЛ и СКА, Роман Ротенберг построил собственный бизнес. Какую роль в этом сыграли его отец и дядя?

В четверг 30 июля Минфин США ввел санкции в отношении 11 физических и 15 юридических лиц, среди которых оказался Роман Ротенберг. В 2014 году в западных санкционных списках оказались его отец и дядя — Борис и Аркадий Ротенберги. В течение последнего года старшее поколение семьи Ротенбергов последовательно передавало свои активы младшему поколению. Похоже, в США это восприняли как уклонение от санкций: санкции в отношении Романа Ротенберга не вводились по «семейному признаку», его имя было включено в список, так как он помогал обойти санкции отцу — Борису Ротенбергу, сообщил РИА Новости пресс-секретарь посольства США в РФ Уильям Стивенс. Сам Роман отказался прокомментировать Forbes решение Минфина США о санкциях в отношении себя. Обосновавшийся в России Роман Ротенберг за последние несколько лет построил карьеру спортивного функционера и бизнесмена. Forbes разбирался, помогли ли ему в этом его родственные связи.

В августе 2010 года состоялось бракосочетание 29-летнего менеджера Газпромбанка Романа Ротенберга и 25-летней топ-модели из Латвии Марты Берзкална. Свадебная церемония проходила на берегу Финского залива в отеле Langvik, в получасе езды от Хельсинки. И в тот же день резко изменилась карьера новобрачного. «Среди гостей были люди, которых вы видите на хоккейном небосводе, — вспоминает двукратный олимпийский чемпион по хоккею Вячеслав Фетисов, тренировавший Владимира Путина. — И прямо на свадьбе решили, что Роману как менеджеру и бизнесмену нужно больше свободы».

Роман — сын и племянник двух фигурантов списка Forbes и Ротенбергов (последний — друг президента Путина). К тому моменту он уже три года занимался маркетингом в Континентальной хоккейной лиге и управлял запуском того самого отеля, где играли свадьбу, — семья купила пустующее здание на берегу в 2005 году.

Семейная жизнь Ротенберга-младшего не задалась, он вскоре развелся, зато его дела как спортивного менеджера после свадьбы пошли в гору. С 2011 года Роман курирует маркетинг хоккейного клуба СКА, президентом которого незадолго до этого стал еще один друг Путина . В июне 2013 года Тимченко и Ротенберги купили финскую компанию Arena Events, владеющую ледовым дворцом Hartwall Arena в Хельсинки и миноритарной долей в хоккейном клубе Jokerit («Джокеры»). Сейчас пакетом подпавших под санкции миллиардеров владеет Роман Ротенберг. Растет и созданная им с нуля группа компаний «Спортконцепт».

На первых порах, конечно, родственные связи сыграли важную роль в карьере Романа, признает один из знакомых предпринимателя.

С другой стороны, отмечает Фетисов, Роман «очень полезный, эффективный и работоспособный человек». Достаточно ли этого, чтобы делать деньги на спорте?

Хоккейный реванш

Спортивный менеджмент стал для Романа своего рода компенсацией за отказ от карьеры хоккеиста. Его младший брат Борис играет в футбольном клубе «Динамо» (Москва). Спортом увлекался и Роман: с 10 лет, живя в Финляндии, ходил в хоккейную школу, но по настоянию матери отправился изучать предпринимательский менеджмент в The European Business School London. Хоккейный опыт пригодился, когда в 2006 году он начал работать в департаменте коммуникаций «Газпром экспорта». В 2007 году глава компании Александр Медведев, страстный любитель хоккея, начал создавать Континентальную хоккейную лигу (КХЛ). Задача — популяризовать этот вид спорта в стране, чтобы на нем можно было зарабатывать. Занимался проектом как раз департамент коммуникаций, где работал Роман Ротенберг.

Бывший руководитель департамента лицензирования КХЛ Роман Дворянкин вспоминает, что двигателем проекта был Медведев: «У него был денежный ресурс. И политическая воля». Спортивная составляющая осталась той же, что и при чемпионате России. Но вокруг был выстроен настоящий бизнес. Лига забрала у Федерации хоккея права на телетрансляции игр, договорилась с клубами о том, что 60% рекламы на площадках, где проходят матчи, привлекает централизованно. Что клубы получают взамен? «КХЛ берет деньги у корпораций и вкладывает в создание продукта: договаривается о показе на ТВ, делает хорошую картинку, вкладывает в продакшн, делает хороший пиар, повышает капитализацию хоккея и каждого клуба в отдельности», — объясняет Дворянкин. Клубы дали карт-бланш.

В итоге КХЛ привлекла самые привлекательные спонсорские контракты: сотовая связь, пиво, оргтехника, автомобили. В октябре 2009 года начал вещание телеканал КХЛ-ТВ, где показывают матчи Лиги в прямой трансляции, интервью со звездами КХЛ, репортажи о клубах. Для качественной картинки большинству клубов надо было перезалить лед, установить новые камеры, сменить освещение, переодеть спортсменов. Лига лишь частично брала на себя эти расходы. Так, лучшей телекомпанией по итогам прошлого сезона КХЛ признала магнитогорскую ТВ-ИН, новое HD-оборудование для нее приобрел ХК «Металлург», президент которого — владелец ММК .

Выручка КХЛ не разглашается. По словам источника Forbes в одном из входящих в Лигу клубов, в прошедшем сезоне она превысила 2 млрд рублей, а прогнозная прибыль — 75 млн рублей. Лига даже впервые планирует распределить между клубами часть доходов от трансляций — более 100 млн рублей. «Кто раньше слышал о хоккее, когда была суперлига? Скупо мелькало в газетах. Лига много сделала для его раскрутки», — говорит Роман Ротенберг, в 2011 году перешедший из КХЛ в СКА (президент — Геннадий Тимченко). По его словам, конфликта не было, но в КХЛ ему «не дали себя реализовать».

В ноябре 2014 года Медведева на посту президента Лиги сменил бывший глава «Оргкомитета Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко, на тот момент возглавлявший Volga Group, управляющую активами Тимченко. Роман Ротенберг вернулся в КХЛ в новом качестве — вместе с дядей, Аркадием Ротенбергом, он вошел в совет директоров. По словам одного из бывших топ-менеджеров «КХЛ-Маркетинг», Ротенберги «посадили всюду своих людей и получили возможность управлять всем. Это ведь чуть ли не единственный в России коммерчески успешный спортивный проект».

«Приход Тимченко и Ротенбергов связан, прежде всего, с хоккейным бумом в нашей стране. Они всегда были рядом со спортом, отлично видят и понимают, в какой спорт нужно вкладывать деньги, — говорит еще один член совета директоров КХЛ, миллиардер Виктор Рашников. — Кроме того, они опытные бизнесмены, и я думаю, у них есть четкое понимание, что необходимо делать для возврата инвестиций». Каким образом в России можно зарабатывать на спорте уже сейчас?

«Доктор» для Ротенбергов

Собственные бизнес-структуры, связанные со спортом, Роман создавал паралелльно работе в КХЛ и СКА. Идею первого бизнеса подкинул в 2010 году Александр Медведев. Представители одного из клубов КХЛ пожаловались ему, что врачи покупают несертифицированное спортивное питание, в результате тесты иногда фиксируют допинг. Медведев поручил Ротенбергу, тогда заместителю гендиректора «КХЛ маркетинг», проверить бизнес-план организации поставок спортивного питания, составленный менеджерами Лиги.

«План был недетализированный, когда я начал проверять цифры, они не бились вообще. Я подошел к Александру Ивановичу, сказал, что мы не можем так относиться к проекту, нам нужно контролировать и финансовые вопросы, и все остальные. Он сам спросил, не интересно ли СМП Банку», — вспоминает Роман Ротенберг. Аркадий Ротенберг встретился с Медведевым и договорился, что СМП Банк (принадлежит Ротенбергам-старшим) будет соинвестором компании «Доктор спорт», Лига внесет в проект свой бренд, ее врачи будут разрабатывать рецептуры, а контролировать все процессы будет Роман. Изначально «Доктор спорт» должен был поставлять спортивное питание клубам, входящим в Лигу. Для того чтобы быстрее запустить процесс, Ротенберг договорился о создании совместной линейки со специализирующейся на БАДах и витаминах сетью «ВитОмин» и даже начал переговоры о слиянии. Не договорились о стоимости.

В итоге Ротенберг решил создавать собственную розничную сеть спортивного питания, КХЛ из числа учредителей вышла. Контрактное производство наладили в Германии. На тестирование, сертификацию и утверждение дизайна продуктов ушло около двух лет. Первый магазин под маркой Vitawin открылся в 2011 году в ТЦ «Европейский». Сейчас в сети 68 точек, они торгуют и спортивным питанием ведущих западных брендов, годовая выручка — около $18 млн.

Помогла ли Лига в раскрутке бренда? , совладелец ХК «Сибирь», который приятельствует с Романом Ротенбергом и периодически играет с ним в хоккей, говорит, что своими витаминами тот его угощал и клуб закупает его спортивное питание наряду с другими брендами. «Это конкурентный рынок. Лига со своей стороны никакого давления на клубы не оказывает, она может только диктовать стандарты качества», — подчеркивает Босов.

Когда Россия год назад ввела продуктовое эмбарго, спортивные пищевые добавки из-под запрета тут же вывели. Основное препятствие для роста капитализации, по словам Ротенберга, — огромный серый рынок. Но совместно с Роспотребнадзором, спортивными и силовыми структурами борьба с ним уже ведется.

СМП Банк на первые пять лет выделил сети около $20 млн. Возвращаться деньги, по словам Романа, начнут уже в конце этого года. В ближайших планах — создание производства в России.


При подготовке статьи были использованы материалы: www.forbes.ru

Наши контакты

Присоединяйся!

Общаемся, обсуждаем всё самое важное:

Рассылка новостей

Подписка на рассылку новостей — без регистрации на сайте!