Увидеть связь между долей добычи полезных ископаемых в отраслевой структуре ВВП этих стран и формой власти может каждый: в демократиях доля этой отрасли в ВВП в среднем составляет 4%, но не превышает 9% (у Болгарии). В «недемократических» странах этот показатель находится в диапазоне от 35% (у России) до 56% (у Казахстана). Исключение — Украина (17%) и Белоруссия (19%).
Эта статистика — хороший ответ на желание либералов создать в России демократию: экономика страны против.
Ни одной из стран бывшего СЭВ — СССР с такой долей минеральных ресурсов в ВВП этого не удалось, и Россия не исключение.
Но население скорее волнует, насколько власть эффективна в способности повышать благосостояние граждан. Чтобы понять это, можно сопоставить индекс экономической свободы, который публикует Wall Street Journal совместно с Heritage Foundation, и то, насколько вырос ВВП на душу населения за последние 25 лет. Причем имеет смысл не учитывать в ВВП добычу полезных ископаемых, так как денежное выражение создаваемого этими отраслями продукта зависит только от цен на мировом рынке и заслугой правительств не является.
Результаты более чем красноречивы: страны с низким уровнем экономической свободы (Россия, Украина, Белоруссия) не смогли увеличить ВВП на человека более чем в 3,2 раза. В странах, у которых уровень экономической свободы был выше, — в Азербайджане и Казахстане — этот показатель вырос в четыре раза. В экономиках, отнесенных Freedom House к демократическим, ВВП за 25 лет увеличился минимум в четыре раза, а в Польше, Болгарии и Чехии — более чем в пять раз.
Кстати, учет сырьевых отраслей в ВВП не слишком поможет России, переместив показатель роста ВВП за 25 лет с 2,41 до 3,71 (для сравнения: у Азербайджана этот показатель при учете сырья будет равен восьми). В абсолютных же цифрах несырьевой ВВП на душу населения в России составляет $9400. Это всего на 16% больше, чем в Румынии, которую в России принято считать бедной страной, и на 30% меньше, чем в Польше. При этом в 1990 году ВВП на одного человека в Румынии был в 2,3 раза ниже российского, а польский — и того меньше.
Нашему обществу пора проститься с иллюзией начала 1990-х годов.
Больше нет слабых восточноевропейских экономик — демократий, нуждающихся в помощи Запада, которые могли бы пожалеть, что ушли от России. Больше нет и экономического колосса России. Сегодня средняя зарплата в Польше, Чехии, Венгрии на 10–30% выше российской.
Если нефть не подешевеет и не подорожает, то через 10 лет ВВП на душу населения в Румынии будет на 12%, а в Польше в 2,24 раза выше российского показателя. Для того чтобы достичь этого, не требуется нефти и газа, нужны всего лишь демократия, свобода прессы и свобода ведения бизнеса.
|